Елена Орлова
сайт художника
акварель
живопись
графика
иллюстрации
театр
поэзия

Несмотря на пафосные заверения столичных СМИ о том, что Москва, конечно же, не вся Россия, и корневая, глубинная, гораздо более мощная составляющая Отечества находится за пределами не только Садового, но и автодорожного кольца, опоясывающего мегаполис, у подобного рода высказываний отнюдь не единая мотивация. Некоторые из них отражают тонкую иронию по отношению к провинции, другие — благоразумную попытку умиротворения её амбициозности, третьи — иронию, уже совершенно не скрываемую, и, наконец, четвёртые… продиктованы искренней убеждённостью в справедливости такого суждения. К этим последним относятся пропагандисты творчества художницы Елены Орловой, волгоградской — по месту жительства, но не провинциальной по существу своего созидательного потенциала, представляющего собой феномен впечатляющей масштабности.

Её значимость для универсума исчисляется не мощной продуктивностью и величием замысла, не стремлением устыдить недостойных современников разительным примером своего всесокрушающего совершенства, а тонкой задушевностью, лиричностью, способностью с изящной куртуазной виртуозностью укротить грубую реальность, парализовать прагматизм нынешнего депоэтизированного времени и осадить проявления политиканской беспринципности, как бы возрождая добрые правила далёкого прошлого, когда по выражению декабриста Якушкина «свободное выражение мыслей было принадлежностью не только всякого порядочного человека, но и всякого, кто хотел казаться порядочным…» И вот в присутствии Елены Орловой все сознательно или невольно проявляют лучшие стороны своей человеческой природы… Так и хочется сказать, что это — результат харизмы… Но данное слово слишком затаскано для безупречно элегатной, стильной, не унижающейся до кичливого гламура красавицы…

Выпускница Львовского полиграфического, Орлова всем своим обликом олицетворяет некую таинственную двойную царственность, зримым символом которой в древности был шумерский скульптурный шедевр, изображавший изготовившегося к полёту орла с головой льва. Вместе с тем носительница славной фамилии не имеет ничего общего со светскими львицами, постоянно занятыми саморекламой и утверждением своей мемориальной значимости. Елена Орлова — просто наша мадам Рекамье и месье Жак Луи Давид в одном лице, хозяйка салона, интеллектуального, рафинированного и демократичного, каковым давно стала руководимая ею Областная детская художественная галерея. В это своеобразнейшее подобие культурного конгломерата Платоновской Академии, студиоло Изабеллы д’Эсте и Санкт-Петербургского лицея стягиваются культурные векторы со всего света, утверждая единство гуманистических устремлений различных составляющих человечества.

Периодически посещая своих коллег из Львова, Льежа, Кёльна и Западного полушария с целью ненавязчивой коррекции их обширных планов, художница не уподобляется праздной массе туристов, по традиции бросающих в римский фонтан Треви, Влтаву или Ниагарский водопад монеты, гарантирующие возвращение в пункты обетованные… Она просто дарит своё лёгкое дыхание задушенному смогом и туманом Тауэру или оставляет иголку… в Сене…

Но главное, что делает паломничества Орловой к собратьям и сестрам по цеху качественно редким и бесценным — это способность великодушно восхищаться их творениями, что по слову Жорж Санд, является признаком истинного великодушия.

Давайте же и мы попытаемся проявить это качество, забудем обо всём, что напечатано на данной странице, и, перевернув её, вознесёмся в волшебный мир, созданный невероятным полётом фантазии Елены Орловой, чьё искусство в равной степени ассоциируется и с высшим художественным пилотажем Михаила Васильевича Нестерова, автора «Видения отрока Варфоломея», и с высшим пилотажем как таковым, создателем которого был лётчик Пётр Николаевич — однофамилец великого живописца. С этих запредельных высот увлекательный поиск иголки, оставленной Еленой Орловой в Сене, будет с нашей стороны попыткой проявления адекватной реакции на её интригующий артистический кураж…

Rambler's Top100